Аэрография
это одна из живописных техник изобразительного искусства,
использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность.
В связи с широким распространением аэрографии и появлением большого количества различных красок и составов, аэрография в последнее время получила новый толчок развития.
Сейчас аэрографию применяют для создания живописных полотен, ретуши фотоснимков, моделизма, росписи текстиля, настенной росписи, боди-арта, росписи ногтей, росписи сувенирной продукции и игрушек, росписи посуды, автомобилей, мотоциклов и другой техники, в полиграфии, в дизайне и т. д.
Благодаря тонкому слою краски и возможности плавного распыления её на поверхности, возможно достичь превосходных декоративных эффектов, таких как плавные переходы цвета, объёмность, фотографическая реалистичность получаемого изображения, имитацию грубой фактуры при идеальной гладкости поверхности.
История
Первые аэрографические рисунки найдены в Пещере рук в Рио-Пинтурас, провинция Санта-Крус, Аргентина.
Рисунки созданы около 7300 лет д.н. э. Древние художники выдували через полую кость пигмент краски на стену.
Не закрытая рукой часть поверхности была окрашена, оставляя образ руки художника. Этой же техникой были сделаны многие другие рисунки с изображением животных и людей, делая живопись, сделанную кистью, более сильной. Для усложнения рисунков путем заполнения большей поверхности и добавления текстур художникам приходилось тратить много времени и сил.
Первый механический аэрограф был изобретен в 1876 году промышленником Фрэнсисом Эдгаром Стэнли.
Улучшением аэрографа занимался ювелир Эбнер Пилер. В 1879 году он использовал ручной компрессор
и позиционировался как «для живописи акварелью и других художественных целей».
Аэрограф был одинарного действия, позволяя регулировать подачу краски только с одновременной регулировкой подачи воздуха.
Патент на разработку был продан в 1882 году Либерти Уолкапу, который учил технике аэрографии американского импрессиониста Уилсона Ирвина.
Применение аэрографа нашли в исправлении фотографий.
Первая демонстрация была произведена в 1882 году на съезде фотографов в Индианаполисе.
До изобретения цветных фотографий за основу брали черно-белую и раскрашивали вручную.
В такой работе принимали участие двое: мазила наносил цветовые контуры и прорисовывал отдельные части портрета такие как волосы или глаза, а драпировщик занимался прорисовкой фона. До первой половины XX века аэрограф пользовался успехом у растущего числа компаний, занимающихся «цветной фотографией».
Технология
Предназначенная для покраски поверхность специально подготавливается. Для чистых поверхностей может использоваться грунтовка, для уже окрашенных — матирование. Далее наносится сам рисунок по созданному ранее эскизу изображения в один или несколько слоев. При необходимости рисунок покрывается лаком, который придает блеск и защищает краску от внешней среды.
Некоторые лаки полимеризуются в печке при невысоких (60—80 °C) температурах и полируются, для выравнивания поверхности.